Preview

Медицинский вестник Юга России

Расширенный поиск

Эпизоотологические особенности туляремии в Донецком регионе

https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-1-60-65

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: оценить эпизоотический мониторинг за туляремией в Донецком регионе.

Материалы и методы: использованы методы ретроспективного, статистического, сравнительного анализов. Исследование источников инфекции проводилось серологическим и биологическим методами. Использованы данные отраслевой статистической отчетности по форме №40-годовая отдела особо опасных инфекций Донецкой областной санэпидстанции (с 2013 г. — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины (ГСЭСУ), с 2015 г. — Республиканский центр санэпиднадзора госсанэпидслужбы МЗ ДНР). Изучены 20 «Карт эпизоотологического и эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания» (ф.391/у).

Результаты: с 1987 г. в Донецком регионе количество энзоотичных территорий ежегодно увеличивалось с двух населенных пунктов в 1987 г. до 79 (в 4 городах и 16 районах) в 2023 г. С началом активных боевых действий эпидемический процесс туляремии в Донбассе резко активизировался. В пробах внешней среды выявлены титры антител (1:80 и 1:160) к туляремии: в Северо-степной зоне — 6,2%, Донецко-кряжной — 10,4%, Приморско-степной — 15,8%. При исследовании мышевидных грызунов были выделены 6 культур Francisella tularensis holarсtica биовар II ery R, установлена резистентность штамма к ампициллину, цефотаксиму, эритромицину, клиндамицину, полимиксину, чувствительность к гентамицину, фторхинолонам, рифампицину, доксициклину, левомицетину.

Выводы: активизация эпизоотических процессов туляремии в ДНР связана с проведением боевых действий. Высокие титры антител к туляремии в пробах внешней среды отмечаются на юге Донецкого региона.

Для цитирования:


Скрипка Л.В. Эпизоотологические особенности туляремии в Донецком регионе. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(1):60-65. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-1-60-65

For citation:


Skripka L.V. Episootological features of tularemia in the Donetsk region. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(1):60-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-1-60-65

Введение

Туляремия — острая зоонозная трансмиссивная природно-очаговая инфекция, вызываемая бактерией Francisella tularensis. К источниками туляремии относится более 80 видов животных. Основным резервуаром являются грызуны (водяные крысы, зайцы, ондатры, полевки обыкновенные, хомяки, мыши). В эпизоотический процесс могут вовлекаться также овцы, коровы, лошади, свиньи. В распространении инфекции среди животных ведущая роль принадлежит клещам [1], передающим возбудитель трансовариально, комарам, слепням. В литературе описана передача F. tularensis от птиц к человеку [2]. В последние годы обнаружен ряд новых видов, выделенных из морской воды, разных видов рыб и моллюсков и другого биологического материала [3].

Больной человек не опасен для окружающих. Заражение человека от животных происходит различными путями: трансмиссивным, контактно-бытовым, фекально-оральным (водным, пищевым), аспирационным (воздушно-пылевым).

Природные очаги туляремии широко распространены и представляют постоянную угрозу для здоровья человека [4–6]. По данным литературы рост заболеваемости туляремией увеличивается во время или после вооруженных конфликтов из-за ухудшения жилищных условий, отсутствия гарантий безопасности пищевых продуктов, снижения уровня личной гигиены, невозможности проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий [7]. В связи с проведением боевых действий и ростом заболеваемости туляремией в последние годы представляет интерес изучение особенностей эпизоотии туляремии в Донецкой Народной Республике, что обусловило цель исследования.

Цель исследования — оценить состояние эпизоотического мониторинга за туляремией в Донецком регионе.

Материалы и методы

Использованы методы ретроспективного, статистического, сравнительного анализа. Исследование источников инфекции проводилось серологическим и биологическим методами. С помощью реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) исследовались погадки хищных птиц для определения титра антител к туляремии. При помощи биологического метода выделена культура возбудителя, изучены её свойства. Использованы материалы — данные отраслевой статистической отчетности по форме № 40-годовая отдела особо опасных инфекций Донецкой областной санэпидстанции (с 2013г. — ГСЭСУ, с 2015г. — Республиканский центр санэпиднадзора госсанэпидслужбы МЗ ДНР). Для создания банка данных были изучены 20 «Карт эпизоотологического и эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания (ф.391/у).

Результаты

Донбасс является эндемичной территорией по туляремии с выраженными эпизоотическим и эпидемическим потенциалами. Эпидемический процесс туляремии в Донбассе резко активизировался с началом активных боевых действий. С 2008 по 2015 гг. случаи туляремии у людей отсутствовали. Однако в 2016 г. в Новоазовском районе зарегистрирована вспышка туляремии, охватившая 9 человек. А за 9 месяцев 2023 г. уже зарегистрировано 48 случаев туляремии у людей. Показатель заболеваемости составил 1,7 на 100 000 населения, что в сравнении с показателем 2022 г. (0,35 на 100000 нас.) выше в 4,9 раза. В связи с этим можно говорить о резком ухудшении эпидситуации с выраженной тенденцией к росту заболеваемости туляремией в ДНР в течение последних 6 лет [8]. Этому способствовало и непроведение дератизации в природных стациях. Профилактические дератизационные работы проводились лишь на объектах эпидемиологического риска.

Согласно архивным данным, на фоне изменений в структуре биоценозов, способствовавших массовому размножению мышевидных грызунов и миграции их в населенные пункты, в послевоенное время (1946 и 1949 гг.) в Донецкой области отмечалась активность эпизоотий туляремии, что привело к эпидемическим осложнениям.

После затишья в регистрации заболеваемости туляремией в течение нескольких десятилетий, связанного с проведением вакцинации населения, проживающего и работающего на энзоотичных по туляремии территориях, с 1987 г. на территории Донецкой области снова начали регистрироваться вялотекущие эпидемические и эпизоотические процессы туляремии с их периодической активизацией. Численность отдельных животных-резервуаров инфекции в отдельные годы (1993, 2001, 2002, 2004 гг.) достигала высокого уровня. Кроме того, ежегодно увеличивалось количество энзоотичных территорий двух населенных пунктов в 1987 г. до 79 (в 4 городах и 16 районах) в 2023 г. В 2014 г. удельный вес поражённых туляремией административных территорий по области уже составил более 30%.

С целью мониторинга за циркуляцией возбудителя туляремии в объектах внешней среды за период 1993–2023 гг. было собрано и исследовано более 28000 экземпляров мышевидных грызунов, 36458 экземпляра иксодовых клещей, 6123 погадки хищных птиц, 925 зайцев, 943 пробы воды естественных водоёмов. Позитивные результаты серологических исследований мышевидных грызунов (0,8%), погадок (4,5%), зайцев (3,9%) свидетельствуют о постоянной циркуляции возбудителя туляремии в природных очагах [9].

Активизация эпизоотических процессов по туляремии в ДНР отмечается с 2015 г. на фоне увеличения численности мышевидных грызунов и иксодовых клещей. Это подтверждается результатами лабораторного мониторинга за циркуляцией возбудителя в объектах внешней среды. Удельный вес выявления антигена туляремии при исследовании погадок хищных птиц составил в 2014 г. – 4,2 %, в 2015 г. – 18,0 %, в 2016 г. – 20,7 % от общего числа исследованных проб. По Новоазовскому району этот показатель в 2016 г. составил 22 %. Ландшафтные особенности территорий Новоазовского района обусловливают благоприятные условия для существования мелких млекопитающих – основного резервуара возбудителя природно-очаговых инфекций.

В 2016 г. кроме Новоазовского района проявили свою активность природные очаги туляремии в Тельмановском (наличие туляремийного антигена в объектах окружающей среды - более 10 % исследуемых проб) районе.

По результатам многолетнего мониторинга за туляремией в 2017 г. на территории Ясиноватского района (с. Яковлевка) был зарегистрирован активный очаг туляремии в связи с регистрацией случая заболевания среди людей. Территория Ясиноватского района является энзоотичной по туляремии с 2004 г. в связи с позитивной находкой при исследовании паренхиматозных органов зайца-русака, отловленного в охотугодьях с. Нетайлово. В 2015 г. при исследовании 6 экземпляров полевки обыкновенной, отловленных в природной стации Ясиноватского района (территория, прилегающая к с. Яковлевка), у двух были выявлены антитела к туляремии в титре 1:20. В связи с проведением активных боевых действий на данной территории проводить мониторинг внешней среды и противоэпидемические мероприятия в полном объёме на сегодняшний день не представляется возможным.

Культуры возбудителя туляремии при исследовании объектов внешней среды в Донецком регионе за период с 1993 г. по 2015 г. не выделялись. В ноябре 2016 г. при исследовании мышевидных грызунов (мышь домовая), отловленных по эпидемическим показаниям в с. Безыменное Новоазовского района была выделена культура Francisella tularensis, подвид holarctica, биовар II ery R (эритромицинустойчивый). В январе 2017 г. выделены 4 культуры туляремии при исследовании мышевидных грызунов (мышь домовая), отловленных по эпидемическим показаниям в 4 населенных пунктах Новоазовского района. В 2023 г. культуры возбудителя были выделены от грызунов, отловленных в населенных пунктах Тельмановского района, а также впервые из проб воды реки Грузсской Еланчик (Тельмановский район). Установлена резистентность штамма к ампициллину, цефотаксиму, эритромицину, клиндамицину, полимиксину, чувствительность штаммов к гентамицину, фторхинолонам, рифампицину, доксициклину, левомицетину.

Основными видами, вовлекающимися в эпизоотический процесс туляремии, в Донецком регионе являются обыкновенная полевка, домовая мышь и другие виды мелких млекопитающих. В последние годы отмечено постоянное нарастание титра антител к F. tularensis у грызунов, отловленных в природных очагах туляремии [10]. Это, возможно, связано с увеличением популяции грызунов, активизацией циркуляции F. tularensis, непроведением агротехнических мероприятий из-за боевых действий. Возможно, что выявленные колебания также объясняются и изменяющимися климатическими условиями в последние годы [11].

На рисунке 1 указано, что наименьшая эпизоотическая активность в Северо-степной зоне Донецкого региона отмечалась в период 2010–2014 гг. (2,5%), а наибольшая — в 1990–1994 гг. (12,2%). При этом случаи заболевания туляремией в 2010–2014 гг. не регистрировались. А в периоды, когда удельный вес позитивных находок составлял от 5% до 12,2%, регистрировалось 2–3 случая.

Рисунок 1. Структура положительных результатов
исследования внешней среды в Северо-степной зоне.

Figure 1. The structure of positive results
of environmental research in the North Steppe zone.

Увеличение титра антител (1:80 и 1:160) к туляремии, выявленных в пробах из внешней среды, отмечается в Донецком регионе к югу. Такая тенденция отмечается и среди находок в серопробах погаток хищных птиц и грызунов (суммарно) в Северо-степной зоне (6,2%), Донецко-кряжной (10,4%), Приморско-степной (15,8%). Если в погадках хищных птиц Северо-степной зоны удельный вес положительных находок колебался в пределах 12%, то в Донецко-кряжной зоне он составил 15–36,4%, а в Приморско-степной — 11–25%. А удельный вес положительных находок среди мышевидных грызунов составил 5–12% в Северо-степной зоне, 10–13 % — в Донецко-кряжной, 14–32% — в Приморско-степной.

На рисунке 2 указано, что в Донецко-кряжной зоне наименьшая эпизоотическая активность отмечалась в 2015–2019 гг. (5,8%), наибольшая — в 1990–1994 гг. (43,8%). При этом единичные случаи заболеваний туляремией регистрировались в периоды с удельным весом позитивных находок от 5,8% до 13,1%.

Рисунок 2. Структура положительных результатов
исследования внешней среды в Донецко-кряжной зоне.

Figure 2. The structure of the positive results of the study
of the external environment in the Donetsk ridge zone.

В целом за изучаемые периоды в этих двух зонах можно говорить о выраженной тенденции к снижению показателя зараженности грызунов.

В Приморско-степной зоне наименьший удельный вес позитивных находок составил 10,7% в 2005–2009 гг. и максимальный (23,8%) — в 2015–2019 гг. В последнем периоде впервые за последние 30 лет было зарегистрировано максимальное количество заболевших — 13.

В данной зоне отмечается выраженная негативная тенденция к увеличению показателя зараженности грызунов (рис. 3).

Рисунок 3. Структура положительных результатов исследования
внешней среды в Приморско-степной зоне.

Figure 3. The structure of the positive results
of environmental research in the Primorsko-steppe zone.

Обсуждение

Ежегодный эпизоотологический мониторинг выявил неравномерное распределение положительных находок в результате исследования основных источников туляремии на территории Донецкого региона. В анализ были включены районы, в которых результаты серологических исследований внешней среды были не ниже 1:20. По ежегодно предоставляемой информации ветеринарной службы случаи туляремии среди животных не регистрировались.

Выше среднего многолетнего процент положительных находок в объектах внешней среды отмечен в Тельмановском, Новоазовском и Амвросиевском районах — от 30% до 50%. Активизация эпизоотических процессов преимущественно наблюдаются в западных и юго-западных районах Донецкого региона. Регистрация случаев заболевания туляремией и положительных результатов эпизоотологического мониторинга позволяют говорить о постоянной активности природных очагов туляремии на территории Донецкого региона.

Выводы

Активизация эпизоотических процессов туляремии в ДНР связана с проведением боевых действий. Высокие титры антител к туляремии в пробах внешней среды отмечаются на юге Донецкого региона. Несмотря на возможность улучшения эпидемической ситуации за счёт специфической профилактики, полученные результаты свидетельствуют о том, что для составления эпидемиологического прогноза и планирования противоэпидемических мероприятий необходимо проведение полноценного эпизоотологического мониторинга [12–14].

Список литературы

1. Данчинова Г.А., Хаснатинов М.А., Злобин В.И., Козлова И.В., Верхозина М.М., и др. Иксодовые клещи юга Восточной Сибири и Монголии и их спонтанная зараженность возбудителями природно-очаговых трансмиссивных инфекций. Бюллетень сибирской медицины. 2006;5:137-143.

2. Mailles A, Vaillant V. 10 years of surveillance of human tularaemia in France. Euro Surveill. 2014;19(45):20956. https://doi.org/10.2807/1560-7917.es2014.19.45.20956

3. Janse I, van der Plaats RQJ, de Roda Husman AM, van Passel MWJ. Environmental Surveillance of Zoonotic Francisella tularensis in the Netherlands. Front Cell Infect Microbiol. 2018;8:140. https://doi.org/10.3389/fcimb.2018.00140

4. Кудрявцева Т.Ю., Мокриевич А.Н. Туляремия в мире. Инфекция и иммунитет. 2020;11(2):249-264.

5. Faber M, Heuner K, Jacob D, Grunow R. Tularemia in Germany-A Re-emerging Zoonosis. Front Cell Infect Microbiol. 2018;8:40. https://doi.org/10.3389/fcimb.2018.00040

6. Кудрявцева Т.Ю., Попов В.П., Мокриевич А.Н., Мазепа А.В., Окунев Л.П., и др. Эпидемиологический и эпизоотологический анализ ситуации по туляремии в Российской Федерации в 2016 г., прогноз на 2017 г. Проблемы особо опасных инфекций. 2017;(2):13-18.

7. Русев И.Т., Закусило В.Н. Эпидемиологические вспышки и эпизоотии туляремии, как последствия авиационных бомбардировок в Косово. Вісник Дніпропетровського університету. Біологія. Медицина. 2012;2(3):71–80.

8. Романенко Т.А., Скрипка Л.В. Анализ заболеваемости туляремией населения Донецкого региона. Университетская клиника. 2021;4(41):100-107.

9. Михайлова Т.В., Демидова Т.Н., Кормилицына М.И., Квасов Д.А., Козорезов А.В., Транквилевский Д.В. Эпизоотическая активность и эпидемическое проявление природных очагов туляремии в Воронежской области. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2017;16(1):16-21.

10. Сеничкина А.М., Осина Н.А., Зайцев А.А., Усольцева Н.М., Усманова С.М. Апробация новых генодиагностических препаратов при эпизоотологическом мониторинге территорий Российской Федерации на наличие возбудителя туляремии. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2015;(6):43-46.

11. Куликалова Е.С., Перевалова М.А., Мазепа А.В., Сынгеева А.К., Балахонов С.В., Холин А. В. Туляремия в Сибири и на Дальнем Востоке в период с 2005 по 2016 г. Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018;7(2):115–121.

12. Origgi FC, König B, Lindholm AK, Mayor D, Pilo P. Tularemia among free-ranging mice without infection of exposed humans, Switzerland, 2012. Emerg Infect Dis. 2015;21(1):133-135. https://doi.org/10.3201/eid2101.140906

13. Арутюнов Ю.И., Мишанькин Б.Н., Пичурина Н.Л., Перспективы изучения природных очагов туляремии в Южном федеральном округе. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2011;16(1):51-55.

14. Евстегнеева В.А. Честнова Т.В., Смольянинова О.Л. О нейросетевом моделировании и прогнозировании эпизоотий туляремии на территории Тульской области. Вестник новых медицинских технологий. 2014;(1):9.


Об авторе

Л. В. Скрипка
Центр гигиены и эпидемиологии в ДНР
Россия

Скрипка Лилия Владимировна, заместитель главного врача по противоэпидемическим вопросам

Донецк


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.



Рецензия

Для цитирования:


Скрипка Л.В. Эпизоотологические особенности туляремии в Донецком регионе. Медицинский вестник Юга России. 2024;15(1):60-65. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-1-60-65

For citation:


Skripka L.V. Episootological features of tularemia in the Donetsk region. Medical Herald of the South of Russia. 2024;15(1):60-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-1-60-65

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-8075 (Print)
ISSN 2618-7876 (Online)